Работа с красителями, эфирными маслами в мыловарении
В каждой сфере деятельности есть свои правила техники безопасности, которые позволяют избежать травм при правильном их выполнении. Есть такие правила и в мыловарении.
Правила использования эфирных масел в мыловарении
Во-первых, не переусердствуйте с количеством, это может быть вредно.Сколько эфирного масла добавлять в мыло? Эфирные масла в мыле из основы добавляют от 1 до 4 % в не горячую основу, процент ввода зависит от эффективности эфирного масла. Эфирные масла в мыле с нуля добавляют в зависимости от типа эфира по летучести, предварительно смешав с маслами для мыла с нуля, вводят в основной состав, можно добавить отдельно, перед выкладыванием по формочкам:
- 0,5-1 % — эфирные масла низколетучие/тяжелые (кедр, нероли, корица, мускатный орех, роза)
- 1,5-3 % — эфирные масла средней летучести (ель, герань, мята, розмарин)
- до 7-10 % — эфирные масла легкие (цитрусовые, чайное дерево, шалфей, базилик, эвкалипт)
Внимание! Данная дозировка касается только мыла с нуля, для косметики это очень большие дозировки.
Во-вторых, не позволяйте эфирному маслу попадать на открытые участки кожи и, тем более, на слизистые оболочки(например, в глаза), в противном случае можно получить химический ожог. Если это все-таки случилось, немедленно протрите кожу базовым маслом (подсолнечным, оливковым, маслом виноградной косточки, шиповника, персика и т.п.), а затем промойте большим количеством воды. Есть лишь два эфирных масла, попадание которых на кожу неопасно — это лавандовое масло и масло чайного дерева. Но и ими не стоит злоупотреблять.
И, в-третьих, не используйте те масла, запах которых вам неприятен или на которые у вас аллергия.
В четвертых, нужно знать особенности некоторых эфирных масел:
- масло корицы имеет сильный согревающий эффект, при большой концентрации на коже будет ощущение жжения, кожа станет красной
- цитрусовые масла на чувствительных участках кожи могут «пощипывать»
В приведенной ниже таблице-памятки указаны свойства и область применения эфирных масел в ароматерапии.
Эфирные масла могут использоваться как в комплексе, так и индивидуально. Эфирные масла можно, а иногда даже рекомендуется объединять. Хорошо раскрывают друг друга масла одной группы, например пряные масла, масла растений одного семейства, масла из древесины деревьев и т.п.
Почему нужно сочетать эфирные масла? Ответ прост, например, аромат цитрусовых масел удерживается недолго, поэтому лучше соединить их с более устойчивыми древесными маслами. Сочетание ароматов, запахов эфирных масел подарит много приятных моментов, если вы предварительно понаблюдаете за ними в течении 30-60 минут.Для создания составов с усиленными свойствами рекомендуется смешивать и применять различные виды эфирных масел. Таблица ниже показывает их совместимость.
Таблица сочетания эфирных масел в мыловарении
От переизбытка эфирных масел может получиться аллергическая реакция, ожег, мыло начнет крошиться или изменит цвет.
Чтобы и без того не стойкий аромат эфирного масла сыграл полностью, добавляют его в подостывшую мыльную основу или мыльную массу, если мыло готовиться горячим способом только в последний момент, перед разливом в формочки. Слишком горячая основа просто убьет ранимый чудотворный эликсир.
Красители в мыловарении
При работе с красителями также не помешает осторожность.
Старайтесь использовать натуральные красители (морковный сок, паприка…), пищевые красители (например, гелевые) либо специальные красители и пигменты для косметики, которые продаются в специализированных магазинах. Ну и нередко встречаются совсем уж дикие советы по окрашиванию мыла гуашью, художественной тушью, краской для принтера и прочими подобными веществами. Помните, что этим мылом вы будете пользоваться, и вряд ли вашей коже понравится гуашь или тушь.
Соблюдайте дозировку красителей и пигментов, иначе вы рискуете получить мыло, которое будет окрашивать вашу кожу и раковину. Это неопасно, но малоприятно.
Базовый цвет мыла определяется цветом используемых жирных и эфирных масел и жиров, чем они светлее, тем белее получится готовое мыло. Но, цвет мыла также можно изменить, использую красители. О натуральных красителях в мыловарении мы говорили в статье Текст .
Теперь рассмотрим искусственные красители в мыловарении.
-
Диоксид титана
Данное вещество представляет собой белый порошок, которым можно отбелить мыло. Есть водорастворимый, есть порошок, который растворяется исключительно в глицерине. Уточняйте у продавца. Вводится в мыло в размере 0,5-1% от общего веса мыла.
-
Водорастворимые красители
Такие красители в форме порошка или жидкости экономичны, безвредны для кожи и очень просты в применении. Водорастворимые красящие вещества придают мыльной основе однородный цвет, сохраняя его прозрачность. Благодаря их использованию, получается готовое мыло чистых и нежных оттенков.
-
Масляные (жирорастворимые)
Такая смесь красящих органических продуктов и веществ получается химическим путем. Масляные красители используются при окрашивании «мыла с нуля», мыльной основы и твердых масел (в процессе изготовления пралине для ванн, массажных плиточек и проч.) и позволяют получить очень красивые и яркие цвета.
-
Пигменты (косметические)
Данные красители подходят как для изготовления «мыла с нуля», так и для окрашивания мыльной основы. В ассортименте представлены жидкие и сухие пигменты, которые используются для получения четких границ оттенков. Такие красящие вещества со временем не меняют свой цвет и не мигрируют. Сухие косметические пигменты. Этот вид красителя дает красивый и очень стабильный цвет, который не мигрирует. Поэтому пигменты используют для придания четкости рисунку и при использовании технологии «свирлы в мыле». Во избежание появления комочков , этот краситель предварительно смешивают с небольшим количеством глицерина или масла. Жидкие косметические пигменты. Это сухие косметические пигменты, которые были предварительно разведены в базовом масле.
-
Глиттеры
Глиттеры представляют собой мелко нарезанные из разноцветной пленки блестки различного размера и формы (сердечки, звездочки и др.) Такие декоративные элементы используют в мыле из прозрачной основы, они придают мылу блеск, не меняя цвета основы. В мыле с нуля их можно использовать для украшения верхушки твердого мыла или для придания мерцания прозрачному или калийному мылу.
-
Перламутры (мики)
Такой краситель представляет собой стойкий, немигрирующий блестящий порошок, который используется для украшения прозрачного мыла. Также их используют и для окрашивания мыла с нуля, правда мерцающий эффект немного теряется при окрашивании мыльной массы. Чаще их используют для украшения верха мыла и для штампов на мыле.
-
Неоновые
Имеют яркие кислотные цвета, при этом могут светиться при ультрафиолете. Так же могут быть жидкими или сухими. Для мыла с нуля можно добавлять сухой пигмент прямо в мыльную сырую массу на этапе следа или перетереть в масле для пережира. Не вступают в реакцию со щелочью.
-
Растительные пигменты
Сейчас можно приобрести растворимые в воде растительные пигменты. Они хорошо получаются, если мыло проходит гелиевую фазу. Не экономьте на растительных пигментах: 1 чайную ложку с горкой и больше на 500 гр. базового масла. Хорошо размешайте, иначе пигменты слипаются в комочки (чисто оптическая проблема, так как растительные пигменты хорошо переносятся кожей).
-
Пигментные пасты
Бывают жирорастворимые (например, дисперсии на касторовом масле) и водорастворимые (глицериновые, спиртовые или пропилен-гликолевые). Как правило, такие пасты необходимо еще дополнительно разбавлять. Разбавлять пигментные пасты тем, в чем паста диспергирована, т.е. жирорастворимые — маслом, а водорастворимые — водой или глицерином (т.к. глицерин является водорастворимым продуктом).
Для мыла с нуля лучше брать жирорастворимые пигментные пасты т.к. они растворятся в маслах и не выплывут на поверхность как водорастворимые. Или, если вы делаете глицериновое мыло с нуля, то тогда возможно использование глицериновых дисперсий. Не вступают в реакцию со щелочью и стабильны.
-
Пищевые красители
Пищевые красители для мыла производят из природных и синтетических веществ, пригодных для употребления в пищу. Они безвредны как для нашего организма, так и для нашего тела, кожи. Покупая пищевые красители помните, что они мигрирует в мыле из основы и не пригодны для многослойного и разноцветного мыла. Пищевые красители отличаются яркостью красок. В мыле с нуля, вступая в реакцию со щелочью, не все пищевые красители сохраняют цвет. Они обычно выцветают со временем, а также часто окрашивают воду или пену.
-
Гелиевые красители
Не всегда являются пищевыми. Гелиевые красители концентрированы и иногда нуждаются в дополнительном разбавлении водой, потому что водорастворимы. Разбавлять их нужно немного, лишь капнув геля в ложечку с водой и окрасить мыло. Для мыльной основы можно добавлять в чистом виде, а можно разбавить для получения более нежных оттенков. И хоть считается, что для мыла с нуля не пойдут, так как могут всплыть на поверхность и часто вступают в реакцию со щелочью и приобретают не те цвета, я пользуюсь гелевыми пищевыми красителями производства США. Но не всегда получается тот цвет, который задумываешь. Чтобы цвет не менялся, лучше всего не вводить мыло в гель.
При мыловарении с нуля. Масло кокоса, подсолнечное масло, масло лесного ореха и рапса создают белое мыло. Пальмовое масло делает мыло желтоватым, нерафинированное пальмовое масло оранжевого цвета – желтым или темно-оранжевым. Из желтого или зеленого масла не получится чистого белого цвета. БЕЛЫМ мыло становится, при добавлении в него двуокиси титана. Этот порошок является составляющим компонентом зубных паст. Натуральными и абсолютно безвредными красителями являются некоторые природные компоненты.
Используйте для мыловарения отдельную посуду , инвентарь, которую вы потом не будете использовать при приготовлении пищи.
Ну и последнее. Если вы варите мыло «с нуля», то не забывайте о защитных средствах мыловара : респираторе, халате, перчатках.